Тренды маркетинга в 2026 году

Российский рынок к концу 2025 года оказался в удивительной точке: одновременно зрелой и хаотичной. С одной стороны компании научились работать в условиях постоянной турбулентности, сокращённых бюджетов и растущей конкуренции. С другой, мы видим отчётливую усталость потребителя, гиперфрагментированное внимание и совершенно новую динамику спроса.
Маркетинг перестал быть про промо. Он стал про архитектуру опыта, скорость реакции, психологию поколений и технологическую дисциплину.

В таких условиях 2026 год обещает стать не очередным пунктиром, а годом стратегического разворота. Причём для всех: и для брендов, и для потребителей, и для самой профессии маркетолога.

Что нас ждёт?
  1. Работа с поколение Z и взращивания адоптеров поколения Альфа
  2. Потребители стремятся к "здесь‑и‑сейчас" и что делать с этим маркетингу
  3. Оптимизация сайтов под GEO
  4. Тренды B2B маркетинга - личный бренд собственника и создание отраслевой интеллект-платформы
  5. Тренды в креативе и веб-дизайне

2026 год принесёт маркетологам меньше случайностей и больше ответственности.
Тем, кто услышит изменения - рынок даст рост.
Тем, кто заметит людей за показателями - рынок даст любовь и лояльность.
А тем, кто объединит стратегию, технологичность и дизайн, даст силу задавать правила игры.
Поехали.
Работа с поколением Z
Условно, на 2026 год поколение Z - это люди, которым от 14 до 28 лет, и это крайне условные границы, больше обозначенные сменой внешних условий жизни, нежели годом рождения. Главное - это паттерны мышления и поведения.

Культурные коды для поколения Z, которые нужно учитывать в своей коммуинкационной стратегии.
Быть таким какой ты есть и даже хуже. Все примазанное, напудренное, отофотошопленное, залепленное брендами - это большое “фу” для зуммеров. Это такая огромная усталость от глянца - тонны усталости, поэтому самое важное - это открытость и естественность - им не нужен примазанный идеал, им нужен бренд и продукт, такой какой есть.
Как это может выглядеть в маркетинге:
Визуальный стиль: RAW (сырой), неотшлифованный, честный: нечеткие кадры, как будто сделанные не профессионалом, в моменте, чтобы уловить настроение и эмоцию, чем форму. Эффект shaky камеры и резкие переходы. Естественный свет. Оставленные "ошибки": смех, сбившийся текст, шум, обрезанные кадры.

Много контента с бэкстейджа - "как мы делаем свой продукт", реальные люди бренда, пользователи, а не актеры и официальный пафос.
Надо помнить, что это то поколение, которое начало активно ходить к психотерапевтам и признавать свои теневые стороны, поэтому они "ок" с тем, что все не идеально и очень насторожены, когда все помадно-сливочно-розовое.

Можно посмотреть, что делает Zara в TikTok.
Источник: инстаграм @zara (запрещено в РФ)
Юмор и мемы - посмеяться над собой - это тоже неотъемлемая часть tone of voice коммуинкации. Как это можно обыгрывать: мемы про самих себя: "да, мы сделали странный баннер… как и все мы иногда делаем такое". Честный юмор, подмигивание, лёгкая абсурдность.
Если вы в сообщениях расскажите правдивую открытую историю про бренд и ваш продукт - это будет в сто раз лучше громких манифестов типа: Качестевенно, красиво, быстро.

Идеальный пример - SMM Aviasales.

Источник: инстаграм @aviasales (запрещено в РФ)
Аниме, гейм-культура - это тоже важный код данного поколения, который перекидывает нас в некую дуальность их мира - мир реальный и мир фантазийный. Эскапизм - зачастую зуммеры прячутся от вагонов стресса и неопреденности вокург в мирах более контролируемых и предсказуемых - созданных фантазией человека. Многие бренды создают такие островки фантазийной стабильности в своей коммуникации, миры, где быть странным - нормально. Принятие слабостей, трансформаций, внутренних конфликтов.

Crocs, например, заколабились с Minecraft буквально. Выпустили серию кроксов с деталями из игры.
Одним предложением: «Говорите с поколением Z честно, играйте смело, показывайте себя без глянца и не притворяйтесь тем, кем не являетесь, потому что для них аутентичность важнее любых рекламных спецэффектов».
Взращивание адоптеров поколения Альфа

По подсчетам аналитиков - поколение Альфа будет самым массовым среди всех когорт, которые когда-либо выделяли в классификации. Порядка 2 миллиардов. Туда условно относяться люди, рожденные с 2010 по 2024 год.

Кто такие Альфа? Представьте, что вы просыпаетесь под умную колонку, потом тянетесь к смартфону - посмотреть соцсети и мессенджеры, в школе все работы уже в интерактиве, друзья - сплошные никнеймы в сети, а дома- Xbox и AR очки и засыпаете тоже в телефоне (ну, если только родители не следят за этим строго).

Альфа - это первое поколение, которое родилось с цифрой в крови, а не приспосабливало его к своей жизни.

Вся реальность - это взаимодействие, интерактивность, игра.
Каким бизнесам уже надо строить взаипоотношения с этим поколением.
Бренды с длинным жизненным циклом клиента (edtech, банки, телеком, IT -экосистемы типа Яндекса и Сбера, e-comm), конечно же FMCG - все, что входит в стандартный набор продуктов и товаров. Производители гаджетов. Модные бренды, медиа-сервисы, гейминг.
Как ни странно, но travel - через лет 5 подрастут первые ваши путешественники.

Через какие кульутрные коды строить коммуникацию.
Максимальная персонализация - 92% представителей "Альфа-поколения" считают, что важно быть самим собой (указать источник). Они имеют и умюет высказывать свое личное мнение.
Как это использовать в коммуникации: конечно же, через образы персонажей, которые вы используете, говорите на их языке, подчеркивайте ценность выбора потребителя, уважение к его мнению и индивидуальности.
Максимальная кастомизация - то, что, например, уже делают большинство крупных спортивных брендов одежды и обуви.

Nike запустил кастомизацию кроссовок Nike By You: можно выбрать цвет отдельных деталей, в том числе лемиток, можно сравнивать модели в 3D и делиться своим дизайном.
Возможность отказаться. В условиях свободы личности всякое давление, в том числе обязательство перед продавцом - это ограничение, предусмотрите механики возврата.
Gen Alpha в два раза чаще рассматривает игры как творческую отдушину, а не уход от реальност, как у Z.

Аниме и Гейминг.
Как использовать? Game-first продукты с игровыми механиками, уровни, скины, достижения, лутбоксы, мини-квесты, привлеите коммьюнити бренда к созданию бренд-локации, дайте возможность участвовать в создании продукта.
Разрабатывайте серийную коммуникацию - стори-теллинг через длинный сюжет с развиающимся сценарием.

Самовыражение - через соц сети. Доступ к тик-ток, желание высказать свое мнение, которое имеет значение. И это не креаторство, знакомое нам в формате экспертов, развлекательного контента, это буквально наблюдение за собой и фиксация своей жизни в соц.сетях - публичный дневник. В этом феномен Альфа - они делятся не по привычной схеме: родители, друзья, выдуманный персонаж, они включают камеру и делятся в этот маленький, темный кружок камеры, но всему миру.

Как это использовать: во-первых, настроить social listening - я уже писала о случаях, когда бренды плодотворно коллабились с молодыми креаторами-инфлюенсерами и делали классные звучные проекты. Во-вторых, вовлекайте, делайте контент вместе - если жизнь вашего потребителя проходит в рамках съемок для тик-ток, то используйте это, создавайте зоны для съемок, коммуницируйте в комментариях.
Стремление потребителя получать маленькие удовольствия здесь и сейчас
Данный тренд выделил Pablo Perez, который занимается маркетинговыми исследованиями в Google.
Все мы устали от бесконечной неизвестности, стрессов, экономической нестабильности. Вся формула с журавлем в небе нерабочая. Почему рилсы так затягивают - капельки дофамина в шорт формате отвлекают, радуют. Как будто жить надо срочно и если хорошо, то надо этим наслаждаться, не откладывать. Грустно, но реальность.

Как это использовать в маркетинге. Не громоздите долгосрочные программы лояльности с огромной морковкой в конце - разрежьте лучше морковку и раздавайте по чуть-чуть, но чаще.

Микро-продукты, экспресс-сервисы, instant-доставка - все это становится супер-рабочим и привлекательным. Добавляйте бонусирование, вознаграждения на пути пользователя. Делайте продукт простым, а ощущение его использование - не борьбой с инструкцией, а максимально понятным интерфейсом (привет UI/UX).

Тот же Pablo приводит пример программы лояльности, которую перестроили British Airways, они просто разрядили частоту награждения - это позволило участникам получать небольшие регулярные вознаграждения, у пользователей возникает ощущение прогресса и удовлетворения, как результат - возвращаемость и высокий NPS.
Оптимизация сайтов под GEO
Я про это довольно подробоно писала в статье: "Как ИИ меняет SEO".

GEO - это Generative Engine Optimization. Это оптимизация под генеративные движки: ChatGPT, Alice AI Яндекса, Google SGE (Search Generative Experience) и др.

Важно здесь напомнить, что это не отменяет классического SEO, вы добавляете к стратегии SEO нюансы важные для GEO.

Структурированность данных и разметка. Для AI-модели - это мёд. Если контент снабжён метаданными, схемами (Schema.org), таблицами и чёткой иерархией, вероятность попасть в выборку выше.
Экспертность (E-E-A-T 2.0). Google уже давно продвигает принцип E-E-A-T (Expertise, Experience, Authority, Trust/Экспертиза - Опыт - Авторитет - Доверие). Для AI это становится критическим: тексты должны быть написаны реальными экспертами, содержать опыт и подтверждения, иначе модель не воспримет их как авторитетные.
Ирония в том, что все пытаются писать с помощью ИИ, но он цитирует авторские тексты.
Цитируемость и упоминания. Чем чаще на вас ссылаются в открытых источниках (новости, исследования, базы знаний), тем выше вероятность, что AI будет брать данные именно у вас.
Язык под машины. Генеративные модели любят:
  • Чёткие ответы в формате "вопрос–ответ".
  • Списки с пунктами.
  • Конкретику с цифрами, примерами.
Обновляемость контента. AI-модели постепенно учатся "понимать", что информация устарела. Если у вас свежие статьи, исследования или обзоры, они чаще попадают в выборку.
Локализация сайта. Разрабатывайте структуру сайта по региональному принципу. Делайте локальные посадочные + офферы. Подстраивайте контент под локальные боли и запросы. Добавляйте локальные метрики: цены, доставка, условия, акции. В том числе в рамках одной страны, если у вас бизнес федерального уровня.
Тренды B2B -маркетинга.
Развитие бренда основателя и/или топ-менеджеров
Я много работаю с B2B бизнесом и наблюдаю то, что действительно приносит существенную пользу и приток новых клиентов.
Развитие бренда основателя и/или топ-менеджеров. Опять же, здесь сказывается заезженность корпоративных нарративов и общение с безжизненным холодным логотипом в виде бренда, пусть даже он супер-известный. Люди хотят общаться с людьми.
Тенденция на очеловеченье брендов - это не новшество, вспомните Стива Джобса, Илона Маска. Но именно сейчас оно становится трендовым явлением. Продажа через харизму и экспертность человека - одна из самых эффективных.

Как выстроить. Создайте "контентной матрицы основателя" - структуру, где чётко разделены: личные ценности и взгляд на индустрию (создаёт доверие), экспертные форматы (создают авторитет), закулисье компании (создаёт эмоциональную связь), кейсы и микроистории (создают продажи).

Обязательно нужен выделенный контент-менеджер. Человеку сложно быть CEO, CTO, стратегом, визионером, HR - и ещё ежедневно писать посты. Это называется ghostwriter.

Как создавать личный бренд? В первую очередь видимостью, все-таки выступления, участие в интервью и запись видео - на это придется выделить время. И для этого нужна сильная PR-стратегия.

Что писать? Глубокие статьи + короткие мнения на проф платформах - лучшая связка для привлечения лидов.

Чтобы не было ощущения, что основатель "живет своей жизнью", коммуникация важно выстраивать на пересечениях: индустрия - инсайты - наш продукт - польза.
Тренды B2B -маркетинга. Создание отраслевой интеллект-платформы
Еще один супер-эффективный тренд - значительный рост качества контента в B2B, а именно выстраивание контента через создание отраслевой интеллект-платформы: BI-дашборды, интерактивные отчёты, регулярные индексы, рейтинги.

Лонгриды, экспертные статьи - это база, но не дифференциатор вас на рынке. Смысл такого контента в том, чтобы им начали пользоваться ваши целевые клиенты, это подобно триалу - вы приучаете рынок к себе, используются инструменты вашей компании - растет доверие, соответственно входящие лиды.
Это поднимает бренд с уровня “поставщика” на уровень “рынкообразующего игрока”

С чего начать?
Определите "боль рынка" + ценность ваших данных.
Посмотрите, что болит у ваших клиентов/потенциальных - нехватка информации, сложности с оценкой рынка, отсутствие прозрачных KPI в отрасли и т.д.
Сформулируйте, что будет вашим "продуктом-контентом" - это может быть: интерактивный дашборд, отраслевой справочник, карта рынка, калькулятор, база знаний, PDF-отчёт, white-paper, регулярное исследование, агрегатор данных.
Главное: сделать это удобным, ценным, актуальным и главное - регулярным.
Монетизация или "капитал доверия" - помните, что при хорошем результате можно сделать часть бесплатной (lead-магнит), часть - премиальной (подписка, кастомный отчёт, консалтинг).
Тренды в креативе и веб-дизайне
Я лично очень много работаю с дизайнерами и креативной командой. Мы живем в эру визуализации - и видео на первом месте, далее - фото и только потом - текст. Одним визуалом вы можете взорвать CTR либо убить всю рекламную кампанию.

Прежде, чем начать говорить о визуальных трендах, хотелось бы затронуть смыслы Tone of voice. Если вы не знаете, что это, но у вас есть бренд-бук, то можете заглянуть туда, там обязательно этот раздел должен быть, а если нет, то быстро идите к своему маркетологу с запросом. ToV - это язык, на котором разговаривает ваш бренд с пользователями. Он состоит из позиционирования, которое несет ваш продукт, например, спортивный, активный, комфортный, либо - зрелый, надёжный и экспертный и целевой аудитории, на которую направлен ваш продукт.
ToV складывается из позиционирования бренда - того, какой характер несёт ваш продукт (спортивный и энергичный, спокойный и уютный, зрелый и экспертный) и целевой аудитории, с которой вы разговариваете. Это основа, которая определяет всё остальное: какую эстетику выбирает бренд, какие смыслы транслирует и как воспринимается на уровне эмоций.

А теперь честно: фиксированный Tone of Voice - это сильное ограничение. Особенно в эпоху, когда ни один тренд не живёт дольше года, а иногда и квартала. Всё меняется постоянно и, главное, меняются люди.
Меняйтесь. Пробуйте новые интонации в отдельных кампаниях. Тестируйте форматы, наблюдайте за реакцией, разрешите себе выйти за пределы "архаичного бренд-бука", написанного, когда мир был другим.

Surrealism Collage - цифровая психоделика как язык нового поколения - это визуальная эстетика, которая соединяет в одном кадре несовместимые элементы: реальные фото, 3D-объекты, яркие цветовые пятна, AI-генеративные текстуры, абстракции, графические символы, вырезанные фигуры, артефакты ретро-дизайна.

Bento Grid Design - это модульная сетка из небольших блоков-контейнеров, каждый из которых выполняет отдельную функцию или несёт одну мысль. Вдохновлён японскими бенто-коробками: всё разложено по отделениям, ничего лишнего, всё понятно с первого взгляда.
По сути, бренды переходят от "сплошных полотен" дизайна к смысловым контейнерам.
Gradient Grainy Shapes - стиль, который в 2026 станет "новой пастелью" в веб-дизайне: мягкий, технологичный, премиальный и идеально пригодный для AI-генерации. Это комбинация градиентных переходов (blurry, soft, dreamy), зернистых текстур (film grain, noise), органичных силуэтов.
3D & Motion - тренд держится уже несколько лет, но все еще эпично популярен.
Что нового, так это встраивания реального продукта в 3D картинку.

Motion Design/Micro-motion/Dynamic UI - анимация, которая делает интерфейс "живым".Это:
  • микро-взаимодействия,
  • плавные переходы,
  • дышащие элементы,
  • физические реакции интерфейсов (как в Vision Pro),
  • кинематографические сценки в hero-блоках.
В целом, в креативе наблюдается уход в визуальный покой и порядок. Дизайн становится тише, чище, медленнее. На первый план выходит эмоция спокойствия: soft-UI, humane design.

2026 год не станет годом плавных эволюций - он будет годом честных решений. Рынок взрослеет, аудитория усложняется, технологии ускоряются, а старые правила уже работают только по инерции.
Маркетинг входит в новую фазу: поколения сменяют друг друга, формируя собственные языки и культурные коды; потребители требуют простоты, человечности и мгновенной ценности; B2B становится персональным и интеллектуальным; дизайн превращается в язык эмоций, а не декорацию; AI перестаёт быть инструментом и становится инфраструктурой.

В такой среде выигрывают те, кто умеет три вещи:
1. Быть гибкими.
2. Быть честными.
3. Быть системными.

2026 год подарит огромные возможности тем, кто готов смотреть шире и действовать глубже.
Успехов!

Важное про маркетинг